Блог

КОРРЕКТИРОВКА ПЛОТНОСТИ ЭЛЕКТРОЛИТА.

 На многих сайтах и форумах пишут, что если плотность электролита в аккумуляторе понизилась, то нужно срочно долить электролит и повысить его плотность. Также есть мнения, что при заряде электролит  из аккумулятора выплескивается.

 На самом же  деле при заряде выделяются пузырьки  газа - молекулы кислорода и водорода, т. е вода. Сера  из аккумулятора никуда не девается.

Поэтому не нужно  сразу бежать за электролитом, чтобы увеличить его плотность. Лучше выяснить причину снижения плотности.

    Включенные  днем фары, музыкальное оборудование, современные сигнализации, обогреватели  и другое дополнительное оборудование не дают  аккумулятору полностью зарядиться,  т.к. от генератора часть энергии идет не на зарядку батареи, а на обслуживание этих  приборов. Свою роль играют и поездки по городу, когда машины еле двигаются в пробках. Аккумулятор на автомобиле  нормально заряжается при скоростном движении, а в пробках   на холостых оборотах  зарядки  батареи практически  нет, вся энергия  уходит на питание электроприборов Авто.

   Постоянный недозаряд аккумулятора  приводит к его сильной  сульфатации. Часть серы не успевает раствориться в процессе заряда  и кристаллизуется  на нижней части пластин. При этом  образуется плотный твердый слой  сульфата  свинца с крупными кристаллами, который затрудняет работу этой части пластин.  Плотность электролита уменьшается т.к. часть серы осела на пластинах  и превратилась в  труднорастворимые  кристаллы. Чем глубже сульфатация, тем ближе плотность электролита к 1,0,  т.е. плотности воды.        

    Когда ситуация не очень запущена, то положение можно исправить полностью зарядив аккумулятор. Еще лучше  произвести  несколько циклов заряд-разряд, при этом  полностью заряжая батарею.

    Если у Вас есть регулируемое зарядное устройство, то настройте его на  зарядный ток  0,05С номинальной емкости и заряжайте  батарею от 12 часов  до 2-3 суток.  В процессе заряда необходимо постоянно проверять  плотность и уровень электролита.

   Для полного заряда батареи настройка зарядного устройства должна быть не менее 2,65В на элемент или 15,9В для 12В аккумуляторов. Т.е. в процессе заряда должно происходить газовыделение (кислорода и водорода) - «кипение» аккумулятора.

   Современные автоматические зарядные устройства для стартерных аккумуляторов  настроены  с конечным зарядным напряжением 14,4В (2,4В на элемент), так же как настроен реле регуляторы на автомобилях. Это напряжение защищает машину от бурного газовыделения,  но  и  не позволяет  батарее зарядиться на 100%.

   Поэтому производители стартерных аккумуляторных батарей рекомендуют 1 раз в полгода проверять плотность электролита  и полностью заряжать батарею.

Если  же  в этом случае долить электролит, то в аккумуляторе увеличится количество серы, плотность естественно тоже увеличится. Но кристаллы свинца, связывающие пластины не дадут им полностью работать. К тому же высокая концентрация серы будет способствовать отслоению активной массы на пластинах.

 Нормальная плотность электролита  свинцовой аккумуляторной  батареи в условиях средней полосы и температуре электролита +25 град.С должна быть 1,28+-0,01г/см3.

   Доливать  электролит в  свинцово-кислотную аккумуляторную батарею можно, только если точно известно, что электролит  из нее пролит. В этом случае доливается электролит той же плотности и  с той же температурой, что и в аккумуляторе.

    Выравнивание  плотности свинцового аккумулятора  проводят в конце заряда, когда происходит хорошее перемешивание  электролита из-за бурного газовыделения. В противном случае следует продолжать заряд после доливки в течение 30 минут для достижения лучшего перемешивания и затем через 30 минут измерить плотность и температуру, чтобы снова определить приведенную плотность.  Доводка плотности  электролита до нормы обычно не получается с первого раза, тогда ее следует повторить. Промежутки между приемами доводки должны быть не менее 30...40 минут, чтобы аккумулятор успел остыть.

   Для того чтобы не превысить уровень, из аккумуляторной батареи  необходимо предварительно отобрать часть электролита.

   Уравнивание можно проводить только в полностью заряженном аккумуляторе, когда электролит имеет плотность. Уровень электролита должен быть  на 10—15мм выше пластин, а температура электролита около 25°С.

   Если при  измерении плотности электролита обнаружится, что она чрезмерно высокая (1,3 г/см3 и выше), то необходимо  срочно ее уменьшить, отобрав часть  электролита грушей, и долив туда дистиллированной воды.

   Причиной  низкой плотности электролита  может быть  просто старость аккумулятора и сера на пластинах осыпалась или короткое замыкание в одном из элементов аккумуляторной батареи.

   Подумайте, стоит ли Вам заниматься корректировкой плотности электролита.


АККУМУЛЯТОР НЕ ДЕРЖИТ ЗАРЯД.

Причин, по которым аккумуляторная батарея слишком быстро разряжается очень много.  Главные причины и способы их исправлению читайте  ниже.


1.  Аккумуляторная батарея отроботала свой ресурс –  рекомендуется его замена.

2.  Глубокий разряд и постоянный недозаряд, в результате чего на  нижней  части отрицательной  пластины вырастают кристаллы, и рабочая часть батареи уменьшается (глубокая сульфатация  пластин).  Нужно как можно быстрее поставить ее на зарядку маленьким током, желательно на зарядное устройство с регулировкой тока и напряжения, т.к. автоматическое зарядное устройство  может «не увидеть» аккумулятор. При глубокой  сульфатации  может помочь  проведение циклов десульфатации на специальном оборудовании.

3.  В  аккмуляторные батареи с жидким электролитом не доливалась дистиллированная вода. Как можно быстрее долить  дистиллированную( деионизированную) воду  и поставить  аккмулятор на зарядку.  Проверить ареометром  плотность электролита.  Если во время зарядки или сразу по  его окончании  электролит мутный (тёмный), то произошло оплывание активной массы и АКБ нужно заменять.

4.  Аккумуляторная батарея была оставлена незаряженной более 24 часов (см. П. 2)

5.  Утечка  тока  в электрооборудовании.  Проверить электрику  в машине.

6.  Неисправен  регулятор напряжения. Может происходить перезаряд  и аккумулятор начинает "кипеть", или наоборот  недозаряд и батарея сульфатируется.  Необходимо произвести замер напряжения.  Для этого запустите и прогрейте двигатель. Подключите тестер (в режиме вольтметра) между "+" и "массой" аккумуляторной батареи. Нормальный зарядный режим обеспечивается в диапазоне 14,1±0,3В.  Если напряжение  меньше - стоит проверить натяжение ремня, надежность контактных соединений цепей системы электроснабжения.

7.  Утечка тока из-за загрязнения.  Протереть поверхность аккумуляторной батареи 10% раствором нашатырного спирта или  кальцинированной соды, после чего вытереть чистой сухой ветошью, просушить.  Также  в авто магазинах есть  спрей  для очистки АКБ.   Чистить аккмуляторы можно только после отключения их от зарядника.   При чистке все пробки аккмулятора должны быть закрыты.  Поверхность батареи всегда должна быть сухой.

8. Доливался электролит.  Как можно быстее откачать часть электролита и долить дистиллированную воду. Выровнять плотность в каждой банке батареи.

9. Доливалась водопроводная вода. Замена  аккумулятора. (При попадании в батарею посторонних примесей происходит разрушение пластин).

10.Включенная долгое время сигнализация, фары или другое дополнительное оборудование, либо их неисправность. Немедленно зарядить аккумуляторную батарею.

11.Брак  завода - изготовителя.   Обратиться в сервис центр для установления причины  брака.

Переплюсовка аккумуляторов.

При работесвинцово-кислотных  аккумуляторов с последовательно соединенными банками в цикличном режиме, напряжение АКБ обладающих наименьшей емкостью, чем остальные „отстающие", понижается гараздо быстрее. Оно может достигнуть нуля в то время, как у других АКБ  напряжение будет намного больше установленной конечной величины. При продолжении разряда ток для отстающих аккумуляторов становится зарядным, но заряжает он их уже в обратном направлении и  тогда положительный полюс становится отрицательным, а отрицательный — положительным.

  Переполюсованный элемент тяговой батареи  получает электрическую  энергию от других последовательно работающих элементов  в батарее. Т.к. зарядное напряжение в 1,3-2 раза выше разрядного, то из-за переполюсовки могут выйти из строя 2-3 элемента аккумуляторной батареи.  При обнаружении переполюсовки,  такие элементы должны быть исключены из работы.

Кроме того, возможно разрушение  аккумуляторов из-за сильного газовыделения  и нагрева.

   Причинами переполюсовки являются:


- глубокий разряд аккумуляторы,

- неправильное соединение  батареи,

- отслоение и осыпание активной массы и др.

  Переполюсовка аккумуляторови может  произойти и  в  случае неправильного подключения к заряднику: положительный вывод батареи - к отрицательному выводу устройства, а отрицательный - к положительному. Т. е. акб заряжается в обратном направлении. Для того, чтобы этого не произошло, во многих зарядниках устанавливается специальная защита от переполюсовки.

   В результате переполюсовки происходит разрушение активных масс акб  и, следовательно, уменьшение срока службы аккумуляторной батареи. Поэтому для нормальных аккумуляторов последствия переполюсовки очень негативные.

ЧТО ДОЛИВАТЬ В АККУМУЛЯТОР

Во время зарядки и эксплуатации все аккумуляторы теряют часть воды из электролита. В это время падает уровень электролита над пластинами и повышается концентрация кислоты в электролите (плотность электролита). Если аккумулятор работает с низким уровнем электролита, это плохо влияет на ресурс батареи.

   Для поднятия уровня электролита доливать в аккумулятор можно дистиллированную  или деионизированную воду. Вовремя долитая воды в аккумулятор с пробками позволяет снизить отрицательное влияние высокой плотности электролита на ее дальнейшую работу.

   Уровень электролита должен быть на 10–15 мм выше верхней кромки сепараторов и не подниматься выше нижнего края заливной горловины.  

Если точно установлено, что причиной низкого уровня является выплескивание, то доливайте электролит  той  же  плотности и при той же температуре,  что и  оставшийся в  батарее.

    При использовании технической серной кислоты или  не дистиллированной воды, ускоряются саморазряд аккумуляторной батареи, происходит сульфатация, разрушение пластин и уменьшение ёмкости аккумуляторной батареи.

   После доливки воды  рекомендуем  немного подзарядить аккумуляторную батарею для перемешивания электролита.

   При сильном холоде (если Вы добавили воду после поездки) даже возможно замерзание верхнего слоя электролита. Зимой воду нужно добавлять перед поездкой, но тщательнее контролировать уровень, чтобы не переборщить.

Какой срок службы аккумуляторной батареи?Или сколько живет аккумулятор?

Тяговые панцирные свинцовые аккумуляторные батареи рассчитываются примерно на 1500 и более циклов заряда – разряда или на 4-5 лет интенсивной работы.


Для того чтобы батарея отработала свой срок без значительного ухудшения своих основных параметров должны соблюдаться правила эксплуатации.


Тяговая батарея считается вышедшей из строя, если её емкость уменьшилась   ниже 80% своего первоначального значения.


Свинцово-кислотные стационарные аккумуляторы, предназначенные для использования в системах автономного электроснабжения, имеют срок службы от 300 до 3000 циклов. Этот срок зависит от типа и глубины разряда (20-60%).


Производители стационарных акб могут объявлять 5,7,10,12,15 или 20летний срок службы, но при каждом разряде батареи этот срок службы может значительно уменьшаться.


Стартерные аккумуляторные батареи для авто служат от 3 до 7 лет. Срок их службы зависит от используемого свинца и технологий изготовления.


Основные факторы, влияющие срок эксплуатации аккумуляторных батарей - это:


- способы и кривые заряда;


- правильный подбор зарядного устройства;


- глубина разрядов,


- температура эксплуатации и заряда аккумулятора;


- обслуживание аккумулятора и уход за ним.


 В аккумуляторах, которые просто стоят, все равно протекает работа. Поэтому в них, в меньшей степени, но все равно происходит уменьшение емкости в результате процессов деградации.

Взорвался аккумулятор, причины.

В конце заряда свинцово-кислотной аккумуляторной батареи или при перезаряде аккумуляторной батареи, водород  и  часть выделившегося кислорода выходят из электролита на поверхность, создавая  видимость его кипения, и скапливаются под крышкой аккумуляторной батареи.  Эта смесь, состоящая из молекул кислорода и водорода, взрывоопасна.


Сухой аккумулятор, забитые грязью пробки аккумуляторов, повышенное зарядное напряжение генератора автомобиля, короткое замыкание, искра около батареи и металлический предмет, который положили на выводы батареи – это основные причины взрывов свинцово кислотных аккумуляторов.


Когда в аккумуляторе сильно понижен уровень электролита, под крышкой батареи увеличивается количество газов и при создании благоприятных условий (искра или металлический предмет на выводах акб) может произойти взрыв.


Если же еще и забиты грязью пробки батареи, то скапливающимся газам выходить некуда и больше шансов взрыва аккумулятора.


Неправильно работающий генератор, с повышенным зарядным напряжением, усиливает накопление газов в акб, увеличивает давление внутри батареи и способствует ее нагреву.


Если на батарею попадет искра или открытое пламя, может произойти взрыв гремучей смеси. Спровоцировать его могут искрение электропроводки или полюсных клемм, близко поднесенная сигарета или зажженная спичка.


Сила взрыва зависит от объёма газа, который скопился к этому моменту под крышками батареи.  Иногда бывает, что взрывом разрывает на части корпус аккумулятора.


Взрыв аккумулятора - не гарантийный случай и не является основанием для замены батареи, даже во время гарантийного срока.